Pull to refresh

Comments 52

Хочется выразить доброе напутствие: Кулибины - вперёд!

И только в самом начале 2000-х инженеры снова получают приемлемые условия труда: сперва следует подъём науки

Откуда снова получают подъем и приемлемые условия? Нанотехнологии что-ли пресловутые? Ну, нанотехнологии сначала объявили, а потом так же закрыли (грустно и смешно, что закат происходил одновременно с обьявлением в послании президентом нанотехнологий в 2007 г. "приоритетной госпрограммой" и созданием госкорпорацией, с последующим подминанием всего что можно под странные гиперрастущие образования, вроде Курчастовского института и его руководителя). Исследователей в технологиях и до ZVO с каждым годом становилось все меньше, например, есть статистика https://issek.hse.ru/news/442044357.html, в то же самое время как инженеров и ученых-негуманитариев в целом, становилось меньше в пропорции, в пользу гуманитарных и общественных. То есть все-же "приемлимых условий" и "подъёма" не наблюдается в числах. В новостях наверное, а в оценках - нет. Расходы на науку и реализацию технологий постоянно уменьшают, а университеты и академию с 2000х постоянно деструктивно перестраивают. Здесь должна быть какая-то оценка востребованности инженеров и людей связанных с технологиями. IT-специалисты действительно после перестройки и всего последуещего стали резко востребованными (были сравнительно маловостребованными), в ходе развития IT-технологий в мире, а вот другие технические и научные специалисты не стали, к несчастью.
Имхо, проблема не в инженерах, они есть, но нет людей, подобных Петру I, в руководстве государства. Для примера, даже в МФТИ, где учатся одни из самых талантливых будущих инженеров, их заставляют тратить время на китайский язык. Кроме того, в вузах профессура сейчас часто параллельно работает приглашенными в Китай профессорами и таким образом перетаскивает лучших специалистов в Китай (сами китайцы тоже очень активно занимаются переманиванием - утечка мозгов только ускорилась).
Инженерам нужны какие-то минимальные возможности для реализации своих талантов, а этого не наблюдается, и уж тем более нет ситуации, когда талантливый инженер "обласкан власть предержащими", все с точностью до наоборот. Нужно создавать механизмы для реализации инженеров, нужны талантливые инженеры в руководстве государства, а не бездарные искатели элит, без этого вряд ли "мы в руках инженеров", пока что мы в руках всепропальщиков-распильщиков, которым инженеры не нужны. Я бы сказал, что нужны инженеры и ученые (реальные, а не купившие степени) в руководстве.

Будучи студентом, 3 года был устроен в одном из институтов РАН в должности стажёра-исследователя и воочию наблюдал работу учёных изнутри. Когда услышал что учёных будут сокращать -- искренне радовался. Потому что примерно половина тех кто работал в РАН это пассажиры: Пришёл, попил чай, разложил косынку, пообедал, разложил косынку, попил чай, пошёл домой.

Процентов 40 нельзя назвать пассажирами, но практического выхлопа от них тоже не много: Ведут пары, менторят студентов/стажёров, ездят на конференции, пару раз в год изменяют какой-то параметр в своей старой работе, пересчитывают и публикуют её как новую научную статью.

И только процентов 10 занимаются чем-то, что можно назвать исследованием. У них же, как правило, проходят практику самые сильные студенты, они же пишут статьи. В эти же 10% попадают айтишники из мира науки. Так что сократив количество "учёных" вдвое, институт, просто удвоил свой КПД.

Уже позже, сталкиваясь с исследовательскими отделами коммерческих компаний, для себя понял, что это, пожалуй, один из самых правильных видов научной работы, потому что бизнесу нужны результаты, которые можно монетизировать. А монетизировать что-то бесполезное для общества -- весьма сложно

Пассажиры там не по вине ученых или инженеров. Если вы вспомните свои три года студентом, то скорее всего вспомните, что основные паразитные пассажиры поставлены сверху. Один из ярких примеров - прошлый ректор Бауманки с плагиаченной диссертацией, которого известно кто ставил ректором вместе с другими ставленными в десятые годы и снятыми или посаженными впоследствие ректорами (это разумеется позор, получается что десятки лет на всех официальных документах, включая честные кандидатские степени ученых, ставили подпись мошенника). Чаще пассажиры рангом поменьше, их ставят "куда-то устроить". Наличие пассажиров ведь тоже не случайное событие, руководство в курсе, можете не сомневаться в этом. Кроме того, имхо, студенческие впечатления нужно делить надвое, все-таки не стоит забывать, что произошла заметная бюрократизация научных институтов и там где стажер занимается чистой "наукой", другим приходится заниматься бесмысленными вещами, чтобы просто усидеть на позиции. То что ушли в коммерцию и не стали пассажиром - это отлично, по-моему это лучшее решение, потому что вполне вероятно, что было бы как в известном меме

почему пассажиры

Про увеличение КПД с помощью сокращений - не выйдет, еще Стругацкие про это писали, если не путаю.

Коммерческие исследовательные отделы, как правило вообще не занимаются наукой, в большинстве уровень "разработок" - смешать, отфильтровать, наклеить. Там конкретно происходит поиск наиболее простых способов заработать с наименьшими затратами. Исключения - бигфарма и подобные, а также стартапы (в IT ситуация посложнее, ее нужно отдельно рассматривать) В коммерческие отделы исследовательских лабораторий (тех, которые все-таки настоящие отделы разработок, а не отк) приходят лучшие 10 процентов, которых подготовили университеты, с тем самым количеством "ученых" которых вы предлагаете сократить. Сократить можно, не вопрос.

Для примера, даже в МФТИ, где учатся одни из самых талантливых будущих инженеров, заставляют тратить время на китайский язык

Так-то сейчас половина всех спецификаций на комплектующие и оборудование идёт только на китайском.

Это всё равно, что 20 лет назад студенты-программисты бы жаловались, что их заставляют тратить время на английский.

Взрослые специалисты, наоборот, требуют курсы промышленного китайского.

Английский из той же языковой семьи что и русский язык и английский действительно везде нужен для инженеров и тем более связанных с программированием. Его можно выучить на достаточном уровне за пару лет изучения, в русском полно общих слов (родная языковая семья все-таки).
А китайский мало того что из другой семьи, маловероятно выучить за стандартные три-пять лет на базовом уровне, так еще и заметно архаичный. Учить китайский в варианте, который в мфти, бесмысленно и бесполезно. Для спецификаций хватает гуглопереводчика, нет смысла воровать время у талантов. Учить китайский это всё равно, что 20 лет назад студенты-программисты бы жаловались, что их заставляют тратить время на японский или откуда тогда еще комплектующие чаще присылали. Хинди может еще заставить учить? Ведь можно студентов заставить какой-нибудь глупостью маяться, время ведь резиновое. Можно научить студентов еще какому-нибудь бесмысленному и затратному навыку, например шевелить ушами, чтобы обдувать голову жарким летом, почему бы и нет, у депутатов есть отличные идеи, давайте попробуем их все.
На заводах 20 лет назад часто какое-нибудь итальянское оборудование покупали и представьте себе нанимали одного (1 штука) переводчика, а не городили глупости с растратой времени всех инженеров.
Предположим вы собираетесь поступать и выбираете между топовыми вузами, при этом известно что в некоторых вузах обязательно заставляют выбрасывать время на глупейшие предметы, безальтернативно обязательные к прохождению. А быть может у вас второй язык был вообще какой-нибудь испанский и тратить бесмысленно три года на потогонные изучения сино-тибетских (в изучении которых и сами китайцы не могут договориться) вы в гробу видали? Для инженеров я еще понимаю французский с немецким (вдобавок к русскому), на которых полно сильнейших математиков и сильных школ, но китайский зачем нужен? У китайского будущее очень и очень неопределенное будущее, население стареет, не работают задешево и дальше скорее какие-нибудь индийцы понесут ветвь неэкологичной индустриализации пятилеток, тогда уж действительно хинди или бенгальский нужно заставлять студентов учить. Это было бы как-то минимально интересно, если можно было бы выучить и стать, например лектором на китайском, учить приезжих китайцев инженерии, но на это нужно прорву времени потратить. Даже в МГУ-ППИ, где китайский преподается в самом материковом Китае, результаты языковой подготовки, скажем так, плачевны по отношению к затратам, а уж в мфти топ-инженеров учить провальному в обучении языку - это слабоумие и отвага, имхо. Проще набрать китайцев, изучающих русский, чем распылять таланты. Депутаты с идиотскими идеями рано или поздно уйдут к чертям, а мфти останется учить инженеров и дикие идеи не нужны.

Конечно, английский язык для русского человека учить проще, чем китайский. Тем не менее, я думаю, что через 20 лет китайский будет базовым языком в мировом промышленном производстве, и сегодняшних студентов, не учащих китайский, просто будут вытеснять с работы их более младшие коллеги, которые уже все его будут знать. Не к тому, что это хорошо или плохо, а просто это объективная тенденция.

А учить французский или немецкий я не вижу вообще никакого смысла, если не стоит задача уехать в страну с соответствующей языковой средой. У меня есть старшие коллеги, учившие немецкий в то время, когда это было популярно, и это совершенно бесполезное для них знание. И был даже один коллега, который учил в школе немецкий, а уже в пожилом возрасте уехал на год работать в НИИ в Германии и там общался на английском.

Что касается хинди и бенгальского. Образованные индийцы говорят на английском, а образованные китайцы говорят на китайском, в этом существенная разница.

Китайский не будет базовым языком в мировом промышленности, тем более через двадцать лет. Нет такой "тенденции". Раньше была "объективная тенденция", что в Японии аккумулировались производства. Сейчас подключаются другие развивающиеся страны, вроде Индии, Индонезии, Вьетнама и роль Китая угасает так же быстро как и проявилась. Вообще говоря, судить по прошлым тенденциям, имхо, не нужно, с быстрым ростом Китая произошел и быстрый рост напряжений, которые рано или поздно проявятся.
Кроме того, китайцы в массовом порядке сейчас гораздо лучше изучают английский язык, и он гораздо лучше подходит для межэтнического профессионального общения, как в каком-нибудь Сингапуре. Например, в самом Китае далеко не все знают мандаринский язык, и там очень много разных диалектов, какая уж тут глобальная индустрия, тем более в настолько коротком промежутке. В случае Индии, с индийцами вообще очень легко общаться на английском, да и сами они (из разных регионов) используют английский, это быстрее, чем учить другой индийский язык. Если нужно выбрать язык, то можно выбрать испанский - промышленность в Южной Америке, скорее всего, будет расти, а в Китае сложно представить, как они смогут расти дальше, разве что в минус. Инженеры и образование - это будущее, а китайский язык - архаичен и либо он эволюционирует (что навряд-ли, да и учить его тем более нет смысла), либо канет в лету.

Для математиков есть какой-то небольшой смысл учить французский или немецкий. Не абсолютный, а относительно китайского. Математику с китайского никакого проку, а вот с французского или немецкого - есть. Ну и если жить, как вы пишете, то Китай очень националистичен и иностранцу практически нереально получить гражданство, иностранцы, включая русских там всегда будут на птичьих правах независимо от знания языка (с китайским языком все-же лучше). И опять же мы говорим про студентов. Чем тратить время на бесполезный китайский, школьнику проще в добавление к английскому выучить немецкий или французский и поехать куда-нибудь в Лозанну учиться, а потом, если есть желание ехать в Китай и зарабатывать, раз это так прямо нужно. Учить китайский в мфти - бесмысленно, это чисто политический жест, который не направлен на реальность. Делать резкие изменения в угоду коньюктуре и подставлять студентов - это просто популистичность, более вероятно, что такие специалисты просто не будут нужны никому, а их время и их ресурсы безвозвратно потрачены. Кроме популистичности с китайским ведь еще и другие бредовые затеи, например увеличение квотников, когда какие-то ленивые неформалы поступают в мфти используя бредовые чиновничьи начинания и так тратят бюджет на идиотов, вот как в недавнем случае https://lenta.ru/news/2024/01/31/postupivshego-v-vuz-s-samym-nizkim-ballom-v-istorii-syna-uchastnika-svo-otchislili/.
И это в мфти, где учились (и надеюсь продолжают учиться несмотря на глупые изменения) нобелевские лауреаты! Идете, например вы продвигать науку и инженерию, а вам по полит-китайскому незачет. Да и с другой стороны, если есть таланты, то их сейчас Китай вытягивает прямо с вуза (я и практически все мои знакомые получали предложения от китайцев), вот например президент Российской академии наук про это писал еще пять лет назад https://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=0a4e0bac-02dc-4081-ba5a-ded20cea36fb.

Китай перешел в отношении России от политики импорта технологий к политике импорта умов. Это факт, и мы являемся свидетелями, что предложения, которые делаются нашим ведущим ученым, очень серьезные

Вот честно не могу понять, почему кому-то приходит в голову, что изучать язык, для которого нужно 10 лет минимум потратить только для бытового уровня - сколь нибудь хорошая идея. За десять лет можно английский с программированием выучить, вуз и аспирантуру закончить. А за срок учебы китайского в мфти только разве что экзамены на hsk6 сдашь - толку с них, сдал и забыл, реальный уровень в среднем, выйдет ужасающе низким. Для промышленности есть гуглотранслейт, один клик и готово, есть профессиональные переводчики, а уровень топового университета после которого уровень перевода как на русском сайте али - это вовсе не то к чему нужно стремится инженерам.

Как человек, изучающий китайский, бывающий в Китае и постоянно вращающийся в этой среде скажу, что никаких 10 лет для бытового языка не нужно. Студенты, уезжающие учиться в Китай, за год выучивают его до уровня, достаточного, чтобы слушать лекции и получать на нем высшее образование. Это конечно не самые тупые студенты, гранты кому-попало не дают. Но и МФТИ тупых не держат. А весь ваш предыдущий комент - сплошной снобизм и ксенофобия. Китай сейчас на втором месте по количеству научных публикаций, на первом месте в телекоммуникационной сфере - там уже 6G стандарты вовсю внедряются, и Huawei - мировой лидер отрасли. Огромными темпами развивается микроэлектроника и искусственный интеллект. Переманиваются лучшие специалисты с Тайваня и из западных стран. Советую вам как-нибудь приехать на Кантонскую выставку и посмотреть достижения китайской промышленности. Ощущения, как будто на машине времени в будущее прилетел. Уверен, что через 20-30 лет китайский язык станет необходимостью для любого технаря, как сейчас английский.

Вот это страсти! Снобизм и ксенофобия, вот зарядили то! Не смешно городить чушь? За год вы не сможете выучить даже повседневный китайский, а уж слушать лекции и получать высшее образование и подавно. Вот как только вы выучите китайский за год, чтобы "получить высшее образование", тогда и возвращайтесь. Это даже не смешно. HSK6 за год - это либо уникум, либо вы что-то не договариваете. Вы прямо за год выучили? Точно??? Давайте я подучу какой-нибудь арабский, "повращаюсь" в среде, похожу на выставки, повыбирают студентов с выученным как-то (в школе или в смешанное семье и т.п.) языком и буду предлагать обязательное изучение? "Учить" язык и "вращаясь" "ездить на выставки", да еще примеры неизвестных студентов - это не совсем тот уровень, который что-то проясняет, это "бабка надвое сказала". Начинаете с таких передергиваний, да еще обвиняете людей в чем-то? Это ли не снобизм в дистиллированном виде?
Я вам подскажу еще, "ксенофобия - это неприятие чужих людей и культуры" ru.wikipedia.org/wiki/Ксенофобия. Вы для начала русский постарайтесь выучить. Если употребляете термины, то уж постарайтесь узнать их значение. "Ксенофобию" можно разумеется привязать к чему угодно, но обсуждение теряет всякий смысл - обязательное изучение китайского в МФТИ с точки зрения отсутсвии ксенофобии? Да ладно? А другие языки и культуры почему не обязательны? Вы что ксенофоб?

И вообще, вы сначала опровергните мой комментарий в деталях, а ваш личный снобизм и обещание Васюков - оставьте себе. Будут Васюки или нет, это уже вопрос десятый, тут можно обещать всего чего угодно. А дальше связывать будущие Васюки с изучением языков - это натягивание совы на глобус.

Уверен, что через 20-30 лет

Лет десять тому назад я говорил с человеком, который был уверен, что через 10 лет будет найдено лекарство от вечной молодости и он будет жить вечно (я не шучу). Ваш комментарий напомнил мне о нем.

Мое недоумение в отношении обязательного изучения языков неродных языковых семейств не не имеет ничего общего со снобизмом и уж точно не имеет ничего общего с ксенофобией (перечитайте определение в Википедии). У вас, напротив, есть определенная доля снобизма. Я вот не уверен, что через 20-30 лет сами китайцы будут нуждаться в китайском (мандарине) в той же степени, что и сейчас, а вы говорите о будущем инженерных Васюках. Еще раз коротко поясню свой комментарий - "выпускники инженерных вузов, особенно МФТИ, действительно не дураки, как вы выразились, и их ценят не за знание заученных языков". Изучение языков непростое дело и когда вы, тем более, тратите ресурсы на изучение языков неродных языковых семейств, то вы необратимо теряете огромные ресурсы, а обещание будущих Васюков растрату ресурсов не делает приемлимой. Что бы ни проявлялось сейчас, в будущем тенденции изменятся. Если даже что-то подобное будет реализовываться, то китайский изменится первым делом и заучивание методом "железной задницы" - это потеря времени и закапывание ресурсов. Быстрее универсальные переводчики появятся, чем китайский придет к инженерам, все-таки инженеры это не про бездумное заучивание пиктографики (пока инженерные школы не испортили такими идиотскими изменениями). Даже если 1% того что вы обещаете реализуется, то это не снимает вопросы необходимости обязательного изучения таких далеких языков, а уж если это будет полностью реализовано - то тем более непонято зачем это нужно, так как непонятно какие еще измения произойдут раз все инженеры мира перейдую на языки такого рода.

Китай сейчас на втором месте по количеству научных публикаций, на первом месте в телекоммуникационной сфере - там уже 6G стандарты вовсю внедряются, и Huawei - мировой лидер отрасли. Огромными темпами развивается микроэлектроника и искусственный интеллект. Переманиваются лучшие специалисты с Тайваня и из западных стран. Советую вам как-нибудь приехать на Кантонскую выставку и посмотреть достижения китайской промышленности

И животноводство! Я читал те же самые обещания, что и в вашем комментарии, будущих "инженерных Васюковых" в журналах прошлого века, в очень похожих красках, которые вы использовали (вы можете назвать эти публикации прошлого снобизмом и ксенофобией, но дело в другом). Не работают такие обещания на достигательных красиво показательных Хуавеях и дутых выставках (судить по выставкам - это отдельный вид специального спорта). Что это вообще за мода - бежать сломя голову за краткосрочными изменениями? Ну съездили на выставки, ну денег вам Китай помог заработать, ну и что с того? Дальше Индия и другие страны будут интересными и так и будете прыгать, начинать учить, вращаться на выставках? Хотите учить язык как хобби за свои деньги - без проблем, но обучение инженеров здесь причем? Лингвисты, культурологи, востоковеды - пожалуйста, без вопросов. Депутатов можно учить китайскому, я только за. А обещания будущих красивых фокус-покус магических чудес для инженеров - все это лишнее.

Вообще, вдогонку, приписывать ксенофобию в отношении китайского языка конкретно мне - это верх непонимания простого русского текста и явного ленивого нежелания выяснить, правда это или нет.
Это какая-то беда комментаторов на хабре, которые пытаются ссылаться на что-то выдуманное без простейшей проверки, правда ли это. Беда прямо.
Имхо, большинство плотно изучающих или говорящих на китайском не стали бы бездумно предлагать массовое изучение таких языков, в конце концов, это не идеалистические видения "пятилеток за три года" или "мужественно превозмогаем те проблемы, которые сами создали". Вводить обязательный язык и тратить и без того стремительно сокращающиеся ресурсы на то, чтобы ~5 человек из 100 овладели самым слабым hsk6, как-то сюрреалистично.
Или может быть люди думают, что базовый уровень - это уровень туристического разговорника с 1000 слов и картинками "для тыканья" - непонятная ситуация, откуда такая уверенность. А полноценно, это только курсы шарлатанов вроде Ягодкина, которые обещают "английский за три месяца" с мнемониками и красивыми
мотивационными рассказами.
Здесь даже есть проблемы с преподавателями. Мы уже проходили случаи массового переобучения и массовой неактуализации преподавателей языка, зачем все это снова проходить? Экспериментаторы, эхе.

Да не нужен HSK6, что вы к нему привязались ? HSK6 - это эквивалент C2 в английском, не каждый китаец его сдаст без подготовки. Для поступления в технический ВУЗ достаточно HSK4, в гуманитарный - HSK5. Четвертый уровень достигается за год, если серьезно подойти к изучению. Серьезно - это часа по 3-4 в день. У меня это заняло 3 года, но я тот еще раздолбай и занимался этим после работы.

Вообще не пойму, почему необходимость изучения чего-либо вызывает такой негатив. Завтра вам на работе понадобится освоить новый фреймворк - тоже будете писать по этому поводу десятистраничный коментарий на хабре ? В IT постоянно приходится учить что-то новое, и не всегда это что-то бывает приятным и легким. Мне вот и на JS писать приходилось, хотя я сишник и терпеть его не могу. Жизнь вообще сложная штука.

HSK6 - это НЕ эквивалент C2 и если вы изучали, то об этом прекрасно знаете.

C2 в английском это практически свободный уровень язык в устной и письменной части, почти равный уровню среднему носителю языка в очень разных ситуациях (не только искусственных экзаменах). Например, вы путешествуете и внезапно на вас напали в глушайшей провинции и дальше вы полицейскому быстро и четко обьясняете, что это не вы виновник происшествия и просите задержать нападавшего, пишете подробнейшее описание происшедшего на пару страниц за пять-десять минут, звоните каким-нибудь бюрократам и обьясняете проблему, а потом в больнице - там за пару минут обьяснили словами что болит, чем вам нанесли повреждения, какие лекарства принимали, написали название по памяти, анамнез, противопоказания и т.п. Уровень C2 языка, в идеале, должен покрывать такие случаи. А HSK6 это такой искусственный "эквивалент".

Я уже писал где-то выше, что мы тоже принимаем иностранцев и учим их русскому языку. Учить их тяжело, уровень часто заметно слабый, несмотря на то что обучение проходит в стране (Россия) и преподаватели сильные. Учить их тяжело, уровень часто заметно слабый, несмотря на то, что обучение проходит в стране (России) и преподаватели сильные. Ребята учатся по пять-шесть лет, некоторые даже женятся/выходят замуж, но я не могу сказать, что их русский абсолютно свободен во всех случаях. Из европейских стран 0из той же языковой семьи) учатся быстрее, видимо, помогают общие слова, фразеологизмы, поговорки и тому подобное. Поэтому я с огромным скепсисом смотрю на обязательное введение сотен случайно ворвавшихся в программу языков.

если серьезно подойти к изучению ... Серьезно - это часа по 3-4 в день. У меня это заняло 3 года, но я тот еще раздолбай и занимался этим после работы.

Трудно даже комментировать здесь. Вы учитесь в лучшем университете страны, вас гоняют по всем инженерным дисциплинам и даже больше, а у вас есть абсолютно свободные 3-4 часа в день три года подряд, которые вы с радостью используете для заучивания ханзи.

И при этом вы потратили 3 часа*365 дней*4 = 3285 часов своей жизни (из примерно 364*12*3=13104) на самый низкий уровень языка. Это большой прогресс.

Здесь следует отметить, что вы точно не "тот еще раздолбай", раз "организовали себя" на настолько долгий срок. Имхо, большинство людей бросают занятия китайским, когда понимают, что разговоры о "китайском за месяц/год/три" - это такая же голливудщина, как и остальное с этим связанное и что в реальность нужно в это погружаться по уши на многие годы (точнее десятилетия). И они уже очень редко доходят до HSK6 самостоятельно (3-4 года - имхо, реалистично). Вы точно не "раздолбай", я бы ставил, на то что вы талантливый трудоголик и после работы делаете еще больше дел (языки/фремворки/...).

Завтра вам на работе понадобится освоить новый фреймворк

Если он нужен на работе за деньги работодателя и пригодится в обозримом будущем (год-два, а не 20-30 лет) - нет проблем. В качестве хобби за свои деньги - тоже не проблема, в качестве хобби я могу учить дословно всего Пушкина.
Серьезно, в чем здесь сходство вообще? Люди даже с медицины уходят в программирование, там сразу зарплата сопоставимая и тупого заучивания меньше. У меня знакомый кандидат наук без какого-либо опыта в IT ушел после 20 лет в университете (это было еще до 22года), выучил питон "за год" и ушел на начальную позицию с зарплатой выше чем была, через полгода удвоил, через следующие еще раз удвоил ... и через два года тимлид. Оценивать его навыки не берусь, но карьера приблизительно так стремительно развивалась. Причина простая - семью кормить нужно. Если из языковых примеров не связанных с профессиональными навыками, за которые напрямую платят, то знакомая с абсолютного (даже английского не знала) нуля до B1 немецкий выучила для поступления в аспирантуру. Ей это было необходимо, и она выучила его, а не то, что по какой-то непонятной причине немецкий стал обязательным предметом для инженерных школ.

А с китайским по вашему примеру - 3 года 3-4 часа до HSK5-6, дальше еще в университете года три учиться чтобы до более-менее свободного уровня добраться и еще на реальной работе практиковать. За 3-6 лет (меньше) фреймворки поинтереснее учить, с них хотя бы будет результат, инженерам тем более, это (сравнительно) современные технологии. И в IT изучают новые современные технологии, а не древнюю пиктографику.

Неужели квантовая физика настолько же хорошо развивает мозги, как изучение китайского языка? Давайте пруфы! :)

В МФТИ не столько учат конкретным предметам, сколько развивают сам интеллект, способность к быстрому самообучению. В этом свете выбор отдельных предметов вторичен, важна методология.

Вы бы сначала привели пруфы, что изучение китайского развивает мозги больше чем изучение русского или какого-нибудь английского. Китайский известен тем, что для него больше нужна железная задница, а не мозги. Раз нужен язык, чтобы его учить заднеинтеллектальным методом, то почему сразу не венгерский, чиппева, ифкуиль или санскрит? Если нужен распостраненный, то почему не арабский с испанским? У арабского тоже похожая нелепая ситуация с несхожими диалектами и многим остальным, как у китайских, давайте еще и его введем.

Быстрое самоучению китайскому? Ну такое. У русского с английским лексическое пересечение где-то 30%, а с китайским практически нулевое. Придется заучивать буквально все, начиная с пиньина и заканчивая фразеологией, вот и вся методология. Английский или другой язык из родной языковой семьи можно выучить просто потребляя контент в течение пары лет. Напротив, заучить язык неродной семьи это не развитие мозгов, это развитие "усидчивого интеллекта" через задницу. Если выбор отдельных предметов вторичен, так пожалуйста заменяйте квантовую физику китайским, вводите Маоцзедуна вместо Эйнштейна, делов то, но без меня пожалуйста, я такое не поддерживаю. По-моему, люди просто не предполагают уровня распыления для изучения языка неродной семьи, вы потратите кучу ресурсов (времени, усилий, денег, перспектив) в мусорку, а общепозитивный результат - негарантирован и скорее маловероятен (тратите 5-10 лет целенаправленных усилий на заучивание до достижения детского уровня, фактически это вторая неоплачиваемая работа). Что даст десятилетнее протирание штанов с китайским, чего не даст один клик автопереводчика? У яндекса лет пять или больше перевод видео есть, а гугл-транслейтор апп переводит диалоги в реальном времени наверное лет десять-пятнадцать, дальше - больше. В это же самое время китайцы с удовольствием забывают написание ханзи, потому что это и им не нужно, легаси-архаика от которой сложной уйти и сложно поддерживать далее.

МФТИ в первую очередь физико-технический институт, который в теории должен давать базовые научное образование и развивать этот самый интеллект в направлении получения талантливых инженеров, а не растекаться мыслию по архаичным пиктографическим языкам и растрачивать ресурсы на ленивых квотных неформалов. По выбору - пожалуйста, хоть шевеление ушами пусть изучают для увеличения интеллекта, а "обязательно" - это растрата ресурсов будущих талантливых инженеров. Вполне вероятно, что из-за уровня безумства с введением бесмысленных предметов, меньше талантов будет поступать в МФТИ и меньше реальных (а не бумажных) инженеров выпустится.

По сути МФТИ известен именно выпускниками с физико-математической подготовкой и ничем иным. Выпускники успешно работают и в Китае и в любой другой стране света не зная архаичных языков. Маловероятно, что выпускников МФТИ нанимают (а часто они сами "стартапят" в наукоемких сферах) из-за их языковых навыков, а вот благодаря знанию квантов - очень даже. Чтобы не быть голословным, К. Новоселов, выпускник МФТИ и Нобелевский лауреат язык не освоил, но если знатоки китайского скажут, что у него интеллект неразвит, то я с этим несогласен

  • Я начал немножко рисовать. Провожу много времени в Китае, пытался учить китайский язык. С языком все плохо, а с рисованием – получше. https://olimpiada.ru/article/554

Найдите что-ли китаистов, которые выучили и добились хотя бы каких-то минимальных профессиональных успехов в квантовой физике. Необязательно нобелевская премия, но хоть что-то пусть продемонстрируют с их недюжинным интеллектом, раз такая гипотеза. Я, простите, ни одного известного китаиста за пределами языкознания не знаю, не видны их заслуги в других областях. А вот выпускников МФТИ, представьте себе знаю и наверняка такие без знания архаичных языков вполне способны каким-нибудь машинным обучением обрабатывать архаику, для этого им не нужно камлательно заучивать случайные языки обязательным путем, это какая-то уже "монастырская идея", по-моему, умервщление плоти через ношение архаичных вериг, для развития духовного интеллекта.

Это всё равно, что 20 лет назад студенты-программисты бы жаловались, что их заставляют тратить время на английский.

Ну году так в 1940-м они и жаловались — всё немецкий требовали.

В 1940 немецкий учить реально было полезно по целому ряду причин. А вот в 1950 уже нет. Но учили его по инерции ещё лет 30.

Ну так я и говорю: в 1940-х немецкий был нужен — всё новое шло из Германии: самолёты, танки, подлодки, вот это вот всё. А к 1950-м уже попёр английский.

Для примера, даже в МФТИ, где учатся одни из самых талантливых будущих инженеров...

Исследователей, не инженеров. Будете смеяться у них нет ни сопромата ни даже черчения (или что там вместо черчения сейчас) Прикиньте, дипломный проект, который пишется два года - ни одного чертежа, может несколько кривых плакатов с формулами и полсотни страниц текста от руки. Но это при совке, когда физтех гремел, как сейчас не знаю.

Ну не знаю, в 1980-х было и черчение, и основы сопромата, и всякие технологии, и электробезопасность, и надежность и т.п. Возможно не так как как в Бауманке, или МАИ, но именно от реальных людей с производства в рамках предметов на базовой кафедре (мощная СВЧ-электроника)

На каких факультетах МФТИ было и черчение, и основы сопромата в 1980-х? Я не критикую, мне просто интересно.

если точно, то конец 1970-х , ФФКЭ - было черчение весь первый курс, а основы сопромата и др. - уже на базовой кафедре (в НИИ-НПО-п/я), на 4-5 курсе, это уже в начале 1980-х. Особенно запомнился курс, который читал главный технолог НИИ. Но вообще-то наша группа была нетипичной даже для факультета ФФКЭ, у других пяти групп на нашего курса были совсем другие предметы :))

Радиолюбительство как паяние самодельных конструкций или ремонта иностранной аппаратуры -да, пожалуй. Сам занимался этим с 1993 года по 2000 г. Далее уже пришел в телеком - там тоже был значительный подъем и инженеры были весьма востребованы.

А где на схеме кота самый главный орган, в оригинале обозначенный как "Purrer"?

И почему не указали прекрасный первоисточник иллюстрации? Относящийся, кстати, к теме, которую вы забанили (разработка). Да-да, подход к котику был там не инженерный, а архитектурный в аспекте ПО, иллюстрирующий такие понятия как абстракция, инкапсуляция, интерфейсы.

Тексты разработчиков мы, к сожалению, рассматривать не будем.

А разве инженеры не разработчики? Чем они тогда занимаются как не разработкой?
Или поменялась семантика слова "разработчик"?

Кто-то называет инженерами сисадминов и судя по личности спонсора - речь тут про них.

Вне айти существуют инженеры-эксплуатанты (иногда их даже противопоставляют инженерам-разработчикам [конструкторам]). Если проводить параллели между классической инженерией (механика, электротехника и т.д. и т.п.), то поддержка легаси - это скорее ближе к эксплуатации [уже созданного], чем к разработке [с нуля].

И при этом: танцую, пою, пляшу, готовлю, вяжу, вышиваю крестиком.

и ещё немножко шью

Широта мысли — это про нас! Каждый немного историк, немного вирусолог, немного психолог, немного квантовый физик, немного полководец, немного спортсмен, и все не вставая с дивана.

Однако при этом ни у историков, ни у вирусологов, ни у психологов, ни у квантовых физиков, ни у спортсменов не получается стать немного программистом, даже встав с дивана.

Мне неиллюзорную попаболь доставляет

вот это вот окошко
ЕВПОЧЯ.
ЕВПОЧЯ.

Алё, гараж, все вот этой вот софтиной от производителя пользуются уже полтора года (а может, и больше). За это время реально не нашлось никого, кто смог бы реверснуть её и убрать ненужные фичи (вроде этого попапа) / добавить новые (наподобие "режима "Штуки"", или "противозенитной змейки", вызываемых одним нажатием)? Это же плёвая работа для нормального программиста! А инженеры могли бы наконец перестать колхозить фотодиоды, приматываемые чёрным скотчем к светодиодам подсветки, и нормально подпаяться к выводам процессора...

Как же всё-таки хорошо, что я в этой альтернативной олимпиаде вообще никакой стороной не участвую...

Примерно полгода назад звали писать протоколы для этих штук в некоторый стартап. И насколько я понял, то протоколы там надо реверсить, так что видимо отсутвие спроса привело к тому что действительно не нашлось никого, кому это бы спонадобилось.

не нашлось никого, кому это бы спонадобилось.

Ну до г-на Форда безлошадная телега тоже никому не требовалась.

Так если вам надо, что вам мешает сделать, то о чем вы говорите?

что вам мешает сделать, то о чем вы говорите?

Ну, например, тот факт, что я являюсь гражданином другого государства, и потому мне пофиг?

А почему ничего не предпринимают те, кто этим пользуется — я и сам крайнем офигении. С учётом того, что я видел из тамошней современной молодёжи, предполагаю, что они сдетства привыкли потреблять что дали и даже не представляют, что, оказывается, можно что-то переделать (а тех, кто представляет — тупо на всё не хватает, потому что переделывать сейчас требуется овердофига)

Тогда не очень понимаю ваши "неиллюзорные страдания" в исходном комментарии - если вам пофиг, то зачем страдать?

В остальном не очень понимаю, которая молодёжь тамошняя, а которая тутошняя. Тех, кто пользуется вышеобозначеным либо все устраивает, либо не хватает квалификации и менторов, чтобы рассказать, собственно как это пофиксить и это не чудесная магия, либо задач поважнее столько, что в сравнении с этим ваши страдания по поводу проблемы оказываются слишком незначительны, чтобы уделять оным внимание на исправление.

Тогда не очень понимаю ваши "неиллюзорные страдания" в исходном комментарии - если вам пофиг, то зачем страдать?

Я страдаю как инженер. Если я вижу х очень плохое инженерное решение — я внутренне страдаю. Я не страдаю осознанно — меня просто корёжит, когда я это вижу. Примерно так, как корёжит музыкантов, когда они слышат, как кто-то поёт в караоке.

которая молодёжь тамошняя

Которая всем этим сейчас пользуется.

И причём, что самое смешное, если сделать всё это правильно — то повысится точность/эффективность ("нырок щуки штуки"), понизятся потери ("противозенитная змейка") и т.п. Но (пожимание плечами) не хотите — ну и не надо.

Учёные открывают мир, который уже существует;

инженеры создают мир, который никогда ранее не существовал»

Теодор фон Карман

А где у кота самый важный орган - мурлыкало?

А где у кота самый важный орган - мурлыкало

На этот вопрос отвечает Александр Друзь британские австрийские учёные!

всё отлично про инженеров - но у вас тоже стериотипы - что инженер должен кому-то служить и подчиняться (я-ля ботаник)

А что с датами публикации?

Принимаем тексты по теме, написанные с 1 января 2023 года по 14 апреля 2024 года

При этом по ссылке technotext.habr.com указана другая крайняя дата публикации: "... Статья опубликована на Хабре в период с 1 января 2023 года по 15 марта 2024 включительно"

Конкурс продлён, информация на лендинге будет актуализирована чуть позже.

Очень интересно, чем не угодили разработчики. Так-то, упоминаемый Кулибин как раз был в современном понимании разработчиком; а кто под разработчиком понимается тут?

Собственно, самое простое определение инженера/разработчика - это человек, результат труда которого можно потрогать; ну там, фен, стиральную машину, телевизор. Программист - не инженер, хотя их почему-то часто так называют. Хотя, конечно, способности к инженерии и программированию могут уживаться в одном человеке. Как правило, это характерно для специалистов по встроенным системам. Девопс, естесственно, тем более не инженер, если только это не "девопс" АСУТП.

В прочем, я уже давно в курсе, что инженеры - это люди, о которых мало что знают. Пожалуй, мы видим очередное подтверждение этого факта. Впрочем хорошо, что само понятие идет в массы.

Если занудствовать, то стиральная машина – это результат труда рабочего. А результат труда инженера – конструкторская документация на неё. В наше время она обычно выпускается в электронном виде, поэтому потрогать её так же нельзя, как программу.

Что касается программиста, то это очень широкое понятие. Если человек занимается программной инженерией, то он инженер.

... "хорошие художники копируют, великие воруют" (цитата Б. Гейтса в фильме "Пираты силиконовой долины".

Если серьёзно, то сам не по наслышке знаю, как неоднозначен и тернист путь инженера. Будучи когда-то инженером-электронщиком, сам участвовал в разработке систем управления. Теперь, в эпоху абсолютной компьютеризации, занимаюсь созданием и спопровождением подобных концептов. Скажу по секрету, стало значительно эффективнее, ведь то что раньше было под силу сделать нескольким отделам в рамках одного проекта, теперь может реализовать даже школьник, сидя дома со своим ПК. В интересную эпоху живём господа хорошие...

профессий, многие из них оказываются в заключении, но и там продолжают трудиться и даже работать на благо страны

Они стали работать на благо страны, потому что их за растрары и вредительство отправили не на зоны, а в "шарашки" , что бы отрабатывали ущерб . Это не от того что они такие светло ликие, а потому что них за спиной появился чекист.

А с другой стороны программы ГОЭЛРО, ЛикБез и т.д. Сделано все что можно для воспитания огромного количества новых ученых и инженеров. Как результат, мощнейший технологический скачек.

Сделано все что можно для воспитания огромного количества новых ученых и инженеров. Как результат, мощнейший технологический скачек.

Зато в швятые девяностые (и далее) сделано всё что можно, чтобы новое поколение забыло многое — в частности, что суффикс -ок в русском языке есть, а суффикса -ек(-ёк) нет. Прости нас, Юра...

автодополнение (офтоп, хотело заменится на автоПополнение) слово скачок заменило на много бегущих лошадей)) и получилось скачек)))

Ну, во-первых, тогда простите покорно, просто постоянно вижу, как молодьож пишет скачёк, триггернуло. А во-вторых, у программиста автодополнение принципильно отключено, потому как при вводе паролей оно только мешает, уж лучше очепятки в тексте.

Sign up to leave a comment.